г.Владивосток, ул.Стрельникова, д. 3 «Б», 10 этаж
Повоните нам:
+7 423 2-795-749
АРЭ FIATA Регистр РСТ ИСО 9001 ISO 9001:2015

Международные и таможенные термины

Акциз - один из видов косвенного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Налоговой базой для исчисления акциза является стоимость товаров с учётом НДС. Налог федеральный. Регулируется главой 22 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 183 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают.

Альбом форматов - альбом электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между: - таможенными органами и предприятиями, осуществляющими деятельность в области таможенного дела (внешний альбом) при представлении таможенным органам сведений в электронной форме; - структурными подразделениями таможенных органов (внутренний альбом) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров при представлении сведений в электронной форме. 

АСМАП - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков - организация, объединяющая российские предприятия и организации, которые осуществляют международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
АСМАП является членом Международного Союза автомобильного транспорта (МСАТ), Международной Федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Ассоциации экспедиторов России (АЭР), Международной торговой палаты (МТП), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

АЕБ - Ассоциации Европейского Бизнеса была основана в 1995 году. Эта некоммерческая организация объединяет более 630 компаний из стран Евросоюза и России. Среди членов ассоциации - крупные многонациональные корпорации, средние и малые предприятия. Всех их объединяет стремление установить надежные связи между ЕС и РФ, а также способствовать улучшению делового климата в России.

Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

  • контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;
  • контроль валютных операций;
  • контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
  • контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) национальной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей;
  • контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется в соответствии с российским законодательством и Таможенным кодексом РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, а также таможенными органами РФ во главе с ФТС России в пределах их компетенции.

ВЭД - Внешнеэкономическая деятельность - сфера экономической деятельности государства, фирм и предприятий связанная с торговлей на международных рынках, импортом и экспортом товаров, а также иностранными инвестициями и кредитами, а также осуществлением проектов совместных с другими странами. 

ГТК РФ - Государственный таможенный комитет Российской Федерации - орган федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ до 9 марта 2004 года. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу России (ФТС России) Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314.

Декларирование (в таможенном деле) - заявление декларантом по установленной форме (письменной, устной, путём электронной передачи данных или иной) таможенному органу данной страны точных сведений о товарах и транспортных средствах, или перемещаемых через её таможенную границу, или таможенный режим которых изменяется, или в других случаях, определяемых актами национального законодательства, об их таможенном режиме и др. сведений, необходимых для таможенных целей. В Российской Федерации товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится их таможенное оформление. Транспортные средства, за исключением морских, речных и воздушных судов, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами; морские, речные и воздушные суда - в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ, порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, - при пересечении таможенной границы РФ. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ФТС РФ.

Декларирование товаров - представление в таможенные органы товаров и сопровождающих их документов, заполненных в соответствии с правилами перемещения грузов через границу.

ДО-1, ДО-2 - Документы отчёта. Отчёт ДО-1 - отчёт о принятии товара на склад временного хранения (СВХ). Отчёт ДО-2 - отчёт о выдаче товара с СВХ. Регламентируется Приказом ФТС РФ от 06.04.2011 № 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в Таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения), помещения (выдачи) на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранени, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. № 20845).

ЕАИС ТО - Единая автоматизированная информационная система таможенных органов

ИДК - инспекционно-досмотровые комплексы. ИДК позволяют без вскрытия и разгрузки за минимальное время получить рентгеновское изображение, необходимое для идентификации товаров.

Книжка МДП (TIR) - документ международного образца, функцией которого является облегчение международных грузоперевозок дорожным транспортом, через территории транзитных государств.Выдаётся уполномоченной организацией, стран участников Конвенции МДП, на каждое отдельное транспортное средство, на определённый период времени. Книжка МДП даёт возможность, при соблюдении всех правил и норм конвенции, транспортному средству перемещаться от таможни места отправления до таможни места назначения без уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов, в промежуточных таможнях, и как правило - без досмотра.
Для выполнения международной перевозки грузов с применением книжки МДП необходимо заполнить бланки книжки, которая оформляется на каждую перевозку. Заполнение книжки МДП является обязанностью перевозчика, который обычно для этого пользуется услугами грузоотправителя или фирмы-агента. Каждая книжка МДП состоит из двух страниц обложки, жёлтого отрывного листа и корешка, набора белых и зелёных отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений, и протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза.
Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 14 или 20 отрывных листов, в зависимости от количества стран, пересекаемых при перевозке. На каждую перевозку одним транспортным средством выдаётся одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления её таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных наложений и внешнее состояние транспортного средства, изымают отрывные листы книжки МДП и оформляют соответствующие корешки, которые остаются в книжке. Однако любой таможенный орган сохраняет за собой право проведения контроля перевозимых грузов.

Конвенция МДП - Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. 

ПИ - Пердварительное информировование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. 

Пункты пропуска - расположены на участках государственной границы в местах пролегания транспортных потоков (сухопутных, морских, воздушных) и находятся в зоне деятельности таможенных постов. Деятельность пунктов пропуска предназначена для решения оперативных вопросов таможенного оформления и таможенного контроля.

Растаможить - (обывательское) произвести таможенное оформление грузов.

Растаможка - (обывательское) таможенное оформление, т.е. процедура помещения товаров под определённый таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с законом.

Серый импорт - товары, которые провозятся в страну с занижением тарифных платежей за счёт недостоверного декларирования. Серый импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара.

Таможенное оформление - это часть процесса внешнеторговой перевозки груза, сопровождаемое подачей в таможенный орган РФ пакета документов согласно законодательства РФ, на основании которого таможенный орган принимает решение о возможности ввоза (вывоза, транзита) товаров в Российскую Федерацию. Так же частью процесса таможенного оформления является внесение необходимых платежей на счёт таможенного органа (до подачи грузовой таможенной декларации) в качестве уплаты сборов, таможенных пошлин и налогов, которые расчитываются исходя из условий

договора (контракта), стоимости груза и условий перевозки, а так же дополнительной информации.

Таможенная очистка (растаможка грузов)  - процедура выполнения комплекса формальностей, предусмотренных таможенными правилами страны, при ввозе (вывозе) товаров и транспортных средств. Таможенная очистка грузов включает в себя таможенное оформление, уплату таможенных платежей, всевозможные административные действия, связанные с легализацией груза, необходимых для ввоза (вывоза) товаров, разрешение таможни на ввоз (вывоз) товара. В понятийном аппарате Таможенного кодекса Российской Федерации термин Т.о. отсутствует.

Таможенная служба - инструмент обеспечения защиты экономических интересов государства.

Таможенная стоимость - стоимость товара (товаров и транспортных средств), определяемая в соответствии с законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчётов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства; является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. Система определения Т.с.т. (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок её применения устанавливается Правительством РФ на основании положений закона РФ "О таможенном тарифе". Порядок определения Т.с.т., вывозимых с таможенной территории РФ, также устанавливается Правительством РФ. Т.с.т. заявляется декларантом таможенному органу РФ при перемещении через таможенную границу РФ. Её определение декларантом производится согласно методам определения Т.с.т., установленным законом РФ "О таможенном тарифе". Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма таможенной декларации устанавливается Федеральной таможенной службой России в соответствии с законодательством РФ. Контроль за правильностью определения Т.с.т. осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара. Информация, представляемая декларантом при заявлении Т.с.т., определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таможенное сотрудничество - комплекс мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере таможенного дела в общем и процедур таможенного оформления и контроля в частности. Вопросы таможенного сотрудничества находятся в ведении Управления таможенного сотрудничества ФТС России.

Региональное таможенное управление РФ - таможенный орган РФ, являющийся правоохранительным органом, непосредственно осуществляющим таможенное дело на территории региона страны. Региональное таможенное управление действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управление осуществляется ФТС России.

Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы  другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенные платежи включают различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. При перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ, уплачиваются следующие Т.п.:

  • таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу лицензий и возобновление их действия;
  • сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;
  • плата за принятие предварительного решения;
  • плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи уплачиваются: непосредственно декларантом или иным заинтересованным лицом; до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации; в валюте РФ или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, Т.п. уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

Таможенный кодекс РФ - систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в РФ и направленный на защиту ее экономического суверенитета и безопасности, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Таможенный пост - таможенный орган, являющийся правоохранительным органом и непосредственно осуществляющий таможенное дело. Таможенный пост действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляется региональным таможенным управлением.

Таможенный режим - в широком смысле - регламентация, применяемая к товарам, пересекающим границу государства. По законодательству РФ - совокупность положений (правовых установлении), определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, предусматриваемых Таможенным кодексом Российской Федерации, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. В соответствии с таможенным режимом производится перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, осуществляется пользование и распоряжение этими товарами и транспортными средствами. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара. В случае, если в ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенного режима, Правительство и ФТС России в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ. В целях таможенного регулирования в РФ устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:

  • выпуск для свободного обращения;
  • реимпорт;
  • транзит;
  • таможенный склад;
  • магазин беспошлинной торговли;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка под таможенным контролем;
  • временный ввоз (вывоз);
  • свободная таможенная зона;
  • свободный склад;
  • переработка вне таможенной территории;
  • экспорт;
  • реэкспорт,
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Таможенные сборы - обязательные и необязательные, постоянные и временные взносы (статистические, марочные, лицензионные, бандерольные, за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность товаров и др.), взимаемые в установленном порядке при перемещении через таможенную границу данной страны. В Российской Федерации таможенные сборы (их перечень определяется Таможенным кодексом РФ) уплачиваются таможенным органам РФ в иностранной и (или) национальной валюте наряду с таможенными пошлинами и др. таможенными платежами.

Таможня - государственное учреждение (государственный орган, государственная служба, таможенный орган), обеспечивающее порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей, производящее таможенный контроль и таможенное оформление, сбор и обработку сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах, возбуждающее уголовные деда по фактам совершения таможенных преступлений, производящее дознание и осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, использующее метод контролируемой поставки, контролирующее выполнение санитарных и карантинных правил и т.п.; обычно располагается в морских портах, аэропортах и на сухопутной границе в местах пересечения ее водными, железнодорожными и автомобильными путями. В Российской Федерации Т. является правоохранительным органом, входит в единую систему таможенных органов РФ и, действуя на основании положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС России), непосредственно осуществляет таможенное дело. Создание, реорганизация и ликвидация Т. РФ производится ГГКРФ.

Таможня места назначения - внутренняя или пограничная таможня (таможенный пост, пункт), где для всего груза или части его заканчивается международная перевозка в дорожном транспортном средстве с применением книжки МДП; любая таможня, где для всей партии товаров или её части заканчивается перевозка по процедуре ВТТ.

Таможня места отправления - внутренняя или пограничная таможня (таможенный пост, пункт), где для всего груза или части его начинается международная перевозка в дорожном транспортном средстве с применением книжки МДП; любая таможня, где для всей партии товаров или её части начинается перевозка по процедуре ВТТ.

ТН ВЭД ТС - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза -  классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками ВЭД в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует ФТС.

УВ - удалённый выпуск. Это принципиально новая технология таможенного оформления, при которой декларация подаётся на внутренний таможенный пост, а сам товар хранится на приграничном СВХ, где и осуществляется его фактический контроль. В результате внутрь страны товар отправляется уже будучи выпущенным. 

ЦЭД - Центр электронного декларирования. С января 2011 года Федеральная таможенная служба России создает новые таможенные посты - центры электронного декларирования. Основная задача ЦЭДа - производить таможенное оформление исключительно в электронном виде. Декларирование товаров можно осуществлять с применением технологии «удаленного выпуска» (УВ), что позволяет исключить привязку к определенному посту для подачи деклараций на товары.

ЭД - Электронное декларирование - это совершенно новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, предполагающий более высокую культуру и более эффективное использование трудовых ресурсов за счёт технических средств и информационных технологий.

ЭЦП - Электронная цифровая подпись - ЭЦП это некая последовательность символов, которая получена в результате определенного преобразования исходного документа (или любой другой информации) при помощи специального программного обеспечения. ЭЦП добавляется при пересылке к исходному документу. Любое изменение исходного документа делает ЭЦП недействительной. На практике ЭЦП уникальна для каждого документа и не может быть перенесена на другой документ; невозможность подделки электронной цифровой подписи обеспечивается очень большим объёмом математических вычислений, необходимым для её подбора. Таким образом, при получении документа, подписанного ЭЦП, получатель может быть уверен в авторстве и неизменности текста данного документа. ЭЦП является на сегодняшний день законодательно оформленной процедурой обмена защищенными данными через интернет. В статье закона, регулирующей документирование информации (Закон 149-ФЗ), говорится, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП), признается равнозначным документу, подписанному собственноручно, если иным нормативным актом не предусмотрена обязательность бумажного носителя.

 

Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом,контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.

 

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое – fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает – и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда – недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce - The World Business Organization http://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила – Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки – Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий.

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются – покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами – сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF.
Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

 

FOB (ФОБ)

Заключая контракт на условиях ФОБ, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки.
Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях ФОБ.

 

CIF (СИФ)

Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

Таким образом, основной разницей между условиями поставки CIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены СИФ и ФОБ.

Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

 

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

 

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

 

Термины Инкотермс и их особенности

EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.
Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения. Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.

FCA (от английского Free Carrier) + название места отгрузки. Продавец обязан доставить товар к обозначенному покупателем перевозчику и организовать таможенную очистку груза. За погрузку и разгрузку товара продавец несет ответственность, только если это происходит на его территории.
Важно! Перевозчиком при этом условии будет считаться не только полноценная транспортная компания, но и любой экспедитор. Т.е. «перевозчик» - это тот, кому продавец передал груз по согласованию с покупателем, даже если саму перевозку такой «перевозчик» осуществлять не будет.

FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.

FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.
Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна. Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.

CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.

CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.

CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.
Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.

DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.

DDP (от английского Delivery Duty Paid ) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.

 

Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.

Адрес

Адрес:
г.Владивосток, ул.Стрельникова, д. 3Б, 10 этаж

Телефон

Позвоните нам:
+7 423 2-795-749

Оставьте заявку

Укажите ваше имя
Укажите верный номер телефона
Неверный ввод

Ваш надёжный партнёр в сфере перевозок и экспедирования грузов!

Благодаря многолетнему опыту работы в высококонкурентной среде перевозок и заслуженной репутации, мы гарантируем своим клиентам высокое качество организации перевозок различных видов грузов.
Посмотреть на карте Владивостока
 

Адрес

г.Владивосток,
ул.Стрельникова, д. 3Б, 10 этаж

Телефон